Тест для будущих первоклассников:
- назови свою фамилию, имя, отчество;
- сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?
- как зовут твоих родителей?
- утром ты завтракаешь, а днем...?
- сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?
- футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...?
- что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?
- нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это?
- сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?
- в какой стране ты живешь? Какой твой адрес?
- береза, дуб, осина - это...?
- каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?
- у коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...?
- почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
- огурец, помидор, морковь, свекла - это ...?
Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание.
Одной из наиболее доступных и распространенных методик тестирования готовности ребенка к обучению в школе является тест Керна-Йерасека.
Он состоит из трех заданий:
- нарисовать фигуру человека;
- скопировать небольшую фразу;
- скопировать 10 точек, расположенных одна под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.
Подготовьте чистый лист бумаги, карандаш, две карточки с заданиями. На одной из них черным фломастером (не очень толстым) нужно написать фразу "Он ел суп", вертикальный размер букв - 1 см, а заглавной - 1,5 см. На второй карточке нужно изобразить 10 точек, расстояние между точками по вертикали и горизонтали - 1 см, диаметр точек - 2 мм. При выполнении первого задания говорите ребенку: "Нарисуй здесь (на чистом листе) какого-нибудь мужчину, дядю как умеешь". Дети часто задают много дополнительных вопросов, на них лучше ответить: "Рисуй как умеешь". Можно подбодрить ребенка, если он не уверен.
После того как ребенок закончит рисовать, нужно перевернуть лист и дать следующее задание: "На этой карточке что-то написано, ты еще не умеешь писать письменными буквами, поэтому постарайся срисовать как можно точнее в верхней части листа" (карточку с заданием нужно положить перед ребенком). Затем предложите в нижней части листа нарисовать точки.
Каждое задание оценивается по пятибалльной шкале, причем 1 - лучшая оценка, а 5 - худшая.
Критерии оценки изображения человека: 1 балл ставится тогда, когда у фигуры есть голова, шея, туловище, руки и ноги, на голове - волосы, на лице - глаза, нос, рот, имеются признаки одежды, а 5 баллов - когда на рисунке "нечто" головоногое. При оценке фразы 1 балл ставится, когда фраза скопирована достаточно точно, 2 балла -- предложение можно прочитать, 3 балла - можно прочитать хотя бы 4 буквы, 4 балла - с образцом сходны хотя бы две буквы, сохраняется видимость письма, 5 баллов - каракули.
При оценке срисовывания точек: 1 балл - достаточно точное воспроизведение образца, но возможно увеличение или уменьшение фигуры при соблюдении симметрии по вертикали и горизонтали; 2 балла - возможно незначительное нарушение симметрии, допустимо изображение кружков вместо точек; 3 балла - группа точек мало соответствует образцу, нарушена симметрия, возможно большее или меньшее количество точек; 4 балла - точки расположены кучно, но напоминают любую геометрическую фигуру; 5 баллов - каракули.
Оценки выполнения каждого задания суммируются.
Готовый к школе ребенок получает, как правило, от 3 до 9 баллов. Как видите, диапазон достаточно широк и поэтому не волнуйтесь, если считаете, что не можете точно поставить оценку.
Тест Керна-Йерасека дает представление об уровне общего развития ребенка, пространственном восприятии, способностях к копированию, а также о степени развития зрительно-моторной координации - все это необходимо при обучении ребенка в школе.
Упражнение на развитие произвольного внимания
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.
Упражнение на развитие наблюдательности
Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.
Игра на развитие памяти
В эту игру можно играть с ребенком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.
Игра для тренировки мышления и сообразительности «Как это можно использовать?»
Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования, какого либо предмета. Например, Вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.
Тест «Нелепицы» - для оценки образно-логического мышления
Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.
Памятка родителям первоклассников
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.